www.cleanrooms.ru/Архив/2015/3/2015 (55) июль-сентябрь

Техника принятия решений в обеспечении качества

Квартальные события | 3/2015 (55) июль-сентябрь

   Принятие решений – это управленческая задача,которая вполне универсальна в быту и в бизнесе. Достаточно сложная задача. Учитывая уровень принимаемых на предприятии решений и известную роль Службы качества, именно эта тема была выбрана для проведения семинара, предшествующего Шестой фармацевтической неделе качества/«Обеспечение качества лекарственных средств 2015».

       «Какие решения мы считаем правильными? Вопрос сложнее, чем может показаться. Во-первых, смотря в какой момент. Сплошь и рядом мы сталкиваемся с ситуацией, когда решение здесь и сейчас кажется правильным, а уже через месяц – в корне неверным.

     Во-вторых, правильным с чьей точки зрения? Решение, которое кажется правильным лично вам, может казаться неправильным любому другому человеку.

     Однако лекарственные препараты сопряжены с высоким риском. Значит нам нужны только правильные решения. Попробуем прямо сейчас ввести некие критерии их правильности. Мы все понимаем, что это не бинарная система. По факту мы говорим о некой шкале правильности, например, от 0 до 10. Совсем правильное будет 10 – это когда выполняются все необходимые условия. Всего четыре условия. Первое – мы готовы следовать своему решению. Второе – мы не отказываемся от него в будущем. Часто решение диктует нам какие-то действия, начав выполнять которые мы в определенный момент понимаем, что не хотим этого делать. Значит – это было неправильное решение. Третье – мы готовы убеждать людей в правильности решения. Четвертое – другие люди готовы принять наше решение. Когда мы сомневаемся – такое решение будем считать спорным. В спорных ситуациях часто нужно принять как минимум одно промежуточное решение: лучше делать, чем ничего не делать, или продолжать искать правильное решение? Ответ зависит от ситуации», – такими словами начался тренинг Александра Александрова, президента группы компаний ВИАЛЕК.

     На вопрос одного из участников: «Где найти время на поиск правильного решения?», – Александр ответил: «Времени на принятие решения достаточно практически всегда. Наш мозг и наши способности так устроены, что мы готовы очень быстро принимать решения. Ситуации, когда нет времени, – это скорее исключение, чем правило. Не спорю, исключения есть, но мой жизненный опыт и теория гласит, что проблема скорости принятия решения – она по большей части надумана. Акцент на ускорение этого процесса делать я не собираюсь, более того, правильнее этот процесс замедлять».

     Люди принимают неправильные или не совсем правильные решения из-за множества факторов. Это узкие рамки, когда мы не рассматриваем достаточно большого количества вариантов; или наоборот, распыляем свое внимание; это может быть банальное следование отработанному алгоритму, что не позволяет принять нестандартные решения в нестандартных ситуациях; это пристрастность, чрезмерная уверенность, поспешность, зависимость от ранее принятых решений и даже эмоциональное состояние, или излюбленная тактика хода по пути наименьшего сопротивления. Все это влияет на процесс принятия решения. Нужно учиться этим управлять.

     Принятие решения – это процесс мышления. И безусловно является функцией интеллекта. Поэтому часть семинара была посвящена теоретическим вопросам – изучению типов интеллекта, известных поведенческих моделей, начиная с Платона и Зигмунда Фрейда до теории Канеманна. А далее оставшееся время участники обсуждали общий алгоритм принятия решений, предложенный физиком Анри Пуанкаре и знакомились с инструментами командной работы для наработки правильных решений.

     По отзывам участников всем понравился формат семинара – то, что в нем серьезные вопросы объяснялись с легкостью и юмором; то, что практические задачи, на первый взгляд, смешные, детские и несерьезные, на самом деле демонстрировали важные аспекты принятия решений в условиях высокого риска, с которым сопряжена ежедневная работа Службы качества. Если понимать суть этого процесса, остальное будет делом техники.

< вернуться назад